Статья в разработке.
С ранних лет Александра живо интересовалась всем необычным, выходившим за рамки обыденности. В этом ее поддерживал друг семьи, знаменитый географ Элизе Реклю. Приходя в гости. этот великан с львиной шевелюрой рассказывал об удивительных местах. где он побывал. Его речи укрепили в девочке любовь к путешествиям, а заодно заразили ее анархизмом и атеизмом. с которыми причудливо сочетались и ее оккультные увлечения. В пятнадцать лет Александра написала письмо в лондонский журнал «Верховный разум» и предложила напечатать свое исследование о вызывании духов. А потом сбежала из дома и отправилась в Лондон, к редактору журнала Элизабет Морган. Результатом снова стали поиски с полицией и семейный скандал. Но юная беглянка не образумилась - в 17 лет она бросила родителей во время отпуска в Альпах и пешком преодолела занесенный снегом перевал Сен-Готард. С собой в рюкзаке у нее были пара булочек и книга - «Размышления» Эпиктета. Нашли Александру только в Милане. Через год, не сказав ни слова родным, она отправилась на велосипеде в Испанию, но «по дороге» практически повторила маршрут современного «тур де Франс». Тихую размеренную жизнь Александра называла «бессмысленнейшим убийством времени». «Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того, что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости, что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным».
В 1915 году состоялась одна из самых знаменательных встреч - с юным послушником-тибетцем Афуром Йонгденом, которая положила начало самому увлекательному приключению её духа. На много лет он стал преданным слугой Александры, ее собеседником и спутником, а потом и приемным сыном. Вдвоем они удалились в горную хижину у границ Тибета, где долго жили, стараясь разведать пути в эту страну. Но пограничная стража не пропустила посторонних. Александру и Афура поймали, и власти Сиккима выдворили нарушителей за пределы княжества. Недолго думая, она отправилась в Японию. Раз не получилось попасть в Тибет с запада, она достигнет его с востока!
Япония гостье не понравилась: «Скучная страна, добровольно натянувшая на себя европейские обноски», - писала она. С верным Йонгденом она перебралась в Корею, потом в Китай, где, прежде чем отправиться в пустыню Гоби, провела полгода, изучая древние тексты в пекинских библиотеках. С дороги она писала своему бесконечно терпеливому мужу: «Я заворожена простором, одиночеством, медленно кружащимся снегом и громадным голубым небом». Ее путь лежал к озеру Кукунор, за которым начиналась степная область Амдо, «прихожая Тибета». По дороге на маленький караван дважды нападали разбойники, и Александра отстреливалась от них из карабина. Оружие и фотоаппарат, позволивший ей сделать немало интереснейших снимков, были единственными вещами из «цивилизованного мира», с которыми она не рассталась. Ее европейскую одежду давно сменили халат-чуба и сапоги из кожи яка. Она приучила себя к тибетскому чаю с маслом и солью и цзамбе, ячменной каше, заменявшей хлеб. Из прежних привычек осталось только ежедневное омовение, которым Давид-Неэль шокировала не мывшихся годами местных жителей. После долгого перехода путники достигли монастыря Гумбум с богатым собранием буддистских летописей. Настоятель позволил Александре изучать их, чтобы совершенствовать духовный опыт. В своих книгах она описывала, как научилась в монастыре силой воли создавать эфирного двойника - «тулпа», принявшего облик монаха. День ото дня двойник становился все непослушнее и в конце концов, как Тень у Андерсена, попытался заменить свою хозяйку. С большим трудом ей удалось его «развоплотить». Когда ей надоели подобные упражнения, они с Йонгденом покинули монастырь и в очередной раз попытались добраться до Лхасы, но вновь натолкнулись на бдительную стражу. Но не оставили попыток и три года кружили вдоль границ Страны снегов, пережив бесчисленные приключения. Наконец Александре повезло - на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили.
В феврале 1924 года Александра первой из европеек увидела бело-желтые стены гигантского дворца Потала, резиденции далай-ламы. Позже она писала: «Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря, и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города». Александра не ведала, что как раз это время в Тибет с запада пытался пробиться другой великий путешественник - Николай Рерих. Как ни странно, за все последующие годы они ни разу не встретились и не сказали друг о друге ни плохого, ни хорошего, хотя наверняка знали о существовании друг друга. Возможно, это была обычная ревность - ведь Рерих, в отличие от своей коллеги, так и не попал в Лхасу.
Япония гостье не понравилась: «Скучная страна, добровольно натянувшая на себя европейские обноски», - писала она. С верным Йонгденом она перебралась в Корею, потом в Китай, где, прежде чем отправиться в пустыню Гоби, провела полгода, изучая древние тексты в пекинских библиотеках. С дороги она писала своему бесконечно терпеливому мужу: «Я заворожена простором, одиночеством, медленно кружащимся снегом и громадным голубым небом». Ее путь лежал к озеру Кукунор, за которым начиналась степная область Амдо, «прихожая Тибета». По дороге на маленький караван дважды нападали разбойники, и Александра отстреливалась от них из карабина. Оружие и фотоаппарат, позволивший ей сделать немало интереснейших снимков, были единственными вещами из «цивилизованного мира», с которыми она не рассталась. Ее европейскую одежду давно сменили халат-чуба и сапоги из кожи яка. Она приучила себя к тибетскому чаю с маслом и солью и цзамбе, ячменной каше, заменявшей хлеб. Из прежних привычек осталось только ежедневное омовение, которым Давид-Неэль шокировала не мывшихся годами местных жителей. После долгого перехода путники достигли монастыря Гумбум с богатым собранием буддистских летописей. Настоятель позволил Александре изучать их, чтобы совершенствовать духовный опыт. В своих книгах она описывала, как научилась в монастыре силой воли создавать эфирного двойника - «тулпа», принявшего облик монаха. День ото дня двойник становился все непослушнее и в конце концов, как Тень у Андерсена, попытался заменить свою хозяйку. С большим трудом ей удалось его «развоплотить». Когда ей надоели подобные упражнения, они с Йонгденом покинули монастырь и в очередной раз попытались добраться до Лхасы, но вновь натолкнулись на бдительную стражу. Но не оставили попыток и три года кружили вдоль границ Страны снегов, пережив бесчисленные приключения. Наконец Александре повезло - на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили.
В феврале 1924 года Александра первой из европеек увидела бело-желтые стены гигантского дворца Потала, резиденции далай-ламы. Позже она писала: «Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря, и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города». Александра не ведала, что как раз это время в Тибет с запада пытался пробиться другой великий путешественник - Николай Рерих. Как ни странно, за все последующие годы они ни разу не встретились и не сказали друг о друге ни плохого, ни хорошего, хотя наверняка знали о существовании друг друга. Возможно, это была обычная ревность - ведь Рерих, в отличие от своей коллеги, так и не попал в Лхасу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий