пятница, 15 апреля 2011 г.

УРОВНИ СОЗНАНИЯ И КАРМА ЧЕЛОВЕКА

ПО МАТЕРИАЛАМ «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ НАУКИ И БУДДИЗМА» ЧЕТВЕРТОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ «УМ И ЖИЗНЬ» 
С УЧАСТИЕМ ДАЛАЙ ЛАМЫ XIV

 Данные материалы содержат избранные диалоги между ведущими западными учеными и Далай Ламой XIV. Совместная конференция посвящалась трем ключевым состояниям — сну, сновидениям и смерти, которые были названы известным неврологом Франциско Дж. Варела "теневыми зонами эго".
В конференции участвовали такие известные ученые, как философ Чарльз Тейлор, психоаналитик Джойс Макдугал, психолог Джейн Гакенбах, культуролог Джоан Халифакс и невролог Джером Энджел. Участники уникального обмена мнениями дают возможность вам удивиться и восхититься существованием сходства и различия между наукой и буддизмом.


ЕДИНСТВО УРОВНЕЙ

 - Теперь обратимся к исключительно интересной теме, а именно к происхождению самого сознания. Какова материальная причина первого момента осознания – после зачатия человеческого эмбриона?
     В буддизме существует две точки зрения, представленные Сутраянаной и Ваджраянаной. Сутраяна утверждает, что должен существовать континуум сознания: сознание порождает сознание. Между причиной и результатом должно существовать соответствие, поскольку одно должно превращаться в другое, и по этой причине должен существовать предшествующий континуум сознания, который образует первый момент  сознания, проявляющегося после зачатия. Это главная философская тема в контексте сутры. Помимо первичного континуума сознания, выступающего в роли материальной причины последующего сознания, скрытые склонности тоже могут входить в сознание в виде его элементов; таким образом, существуют два типа субстациональных причин происхождения сознания.
     В контексте Ваджраяны вы найдете более подробное обсуждение этого явления в терминах очень тонкого ума, также называемого первичным сознанием, или первичным ясным светом. Считается, что он является  субстациональной (материальной) причиной всех форм сознания. Континуум сверхтонкой энергии-ума является основой всей сансары и нирваны, т.е. обладает качеством, которые школа Йогачары приписывает сознанию-основе. В этом ее сходство с другими школами, однако есть много других качеств, которые школа Йогачары приписывает сознанию-основе, но которые не относятся к очень тонкому уму, как его понимает Ваджраяна. Этот континуум сверхтонкого ума даже условно не является сознанием-основой, как оно понимается в Йогачаре. Однако поскольку континуум сверхтонкого ума, как он понимается в Ваджраяне, выступает основой и сансары, и нирваны, мы можем назвать его основой всего.
     Почему Йогачара утверждает существование сознание-основы? Рациональное зерно заключается в том, что последователи Йогачары ищут нечто, что является их собственным "Я". Ради логической аргументации они вынуждены принять такое утверждение. Но существование сверхтонкого ума в Ваджраяне формулируется совершенно иначе. Ваджраяна не признает существования сверхтонкого ума как результата попытки найти нечто, что являлось бы истинным "Я".
     Пытаясь связать это объяснение с идеей континуума сознания. Я спросил, является ли континуум сознания тем же самым, что и сознание-основа. Его Святейшество повторил, что постоянно присутствующий тонкий ясный свет, в контексте Дзогчен известный также как естественное изначальное осознание, или Дхармакайя, фактически то же самое, что континуум сознания.
ФАКТОРЫ ПСИХИКИ И СОН

Его святейшество продолжал:
- В буддизме мы находим очень подробное и детальное обсуждение природы ума. Например, проводится различие между умом, который знает свой объект, и умом, который не знает свой свой объект. Различие также делается, например, между действенным и несостоятельным познанием, то есть познанием, которое правильно постигает свой объект, и не постигающим. Далее идут различия между умом и психическими функциями и между понятийным осознанием и сознанием, лишенным понятийности.
     Проводились различные классификации, но причина выработки этих сложных теорий заключалась не в том, чтобы просто получить точное понимание природы ума. Скорее всего эти теории возникают в результате попытки определить в первую очередь то, что поможет избавиться от факторов ума, причиняющих страдание, и развить те факторы, которые ведут к счастью.
     Все буддийские теории служат этой цели. В книге "Компендиум знаний" (санскр. Абхидхармасамуччайя) Арья Асанга проводит различие между умом и психическими  факторами и классифицирует пятьдесят один психический фактор. Среди них есть четыре изменчивых фактора, и один из них – сон. Общей характеристикой этих четырех изменчивых факторов является то, что они могут быть благотворными и вредными в зависимости от других факторов, таких как мотивация.
     Если вы сможете использовать свое сознание во время сна ради благих целей, в дополнение к дневной практике, то это значительно усилит вашу духовную практику. В противном случае, по краней мере, несколько часов каждую ночь будут потрачены напрасно. Таким образом, будет полезным превратить свой сон в нечто эффективное. Метод Сутраяны заключается в том, чтобы попытаться, когда вы засыпаете, выработать благотворное состояние ума, например сострадание или осознание непостоянства или пустоты.
     Если вы сумеете выработать такие благотворные состояния ума перед сном и позволите им продолжаться во сне, не рассеиваясь, тогда сам сон становится благотворным. Сутраяна учит способам превращения сна в благотворный сон, но, похоже, она не включает методы, специально разработанные для изменения сновидений таким образом, чтобы они стали благотворными.
     Существуют также указания, как использовать определенные знаки в сновидениях, чтобы оценить уровень реализации практикующего. Это касается вчерашнего вопроса Пита о распознавании вещих снов. Если такое происходит всего один раз, оно не считается значимым, но если такие сны снятся очень часто, то на них следует обратить внимание. Необходимо посмотреть, есть ли другие существенные факторы, которые надо принять во внимание.

ЯСНЫЙ СВЕТ И ТОНКОЕ «Я»

- Теперь перейдем к Ваджраяне и четырем классам тантр. В трех классах тантр низшего (изначального) уровня, хотя и достаточно много говорится о хороших и плохих снах, хороших и плохих знаках, нет указаний на использование сновидений в практике. Однако те же самые тантры содержат способы привнесения большей ясности в состояние сновидения путем медитации на избранном тантрическом божестве (санскр. иштадевата; тибет. йидам).
     Высшая йога-тантра, которая является четвертой и самой глубокой из четырех классов тантр, говорит об основной природе реальности. Кроме природы Пути и реализации Пути, или обретения буддовости, этот уровень тантр говорит о трех уровнях тела и ума, каждый из которых тоньше предыдущего: грубое, тонкое и очень тонкое состояние. В этом контексте можно говорить также о грубом и тонком уровне "Я" или "личности". Будет ли отсюда следовать, что одновременно существуют два разных "Я" – грубое и тонкое?
     Ответ: нет. Пока функционируют грубое тело и ум, грубое "Я" определяется на основе грубого тела и ума и их действий. Поэтому в это время вы не можете различить (идентифицировать) тонкое "Я". С разрушением грубого тела и ума, в момент ясного света смерти, грубый ум полностью уходит, и единственное, что остается от этого континуума – очень тонкая энергия-ум. В момент ясного света смерти есть только сверхтонкая энергия-ум, и на ее основе вы можете описать сверхтонкую личность ("Я"). В этот момент никакого грубого «Я» нет вообще, поэтому грубое "Я" и сверхтонкое "Я" не проявляются одновременно. Таким образом, мы избегаем проблемы существования двух человек в одно и то же время.
     Возвращаясь к тому вопросу, который вы задали, Франсиско, распознавание тонкого "Я" происходит в особом состоянии сновидения. Это не игра воображения; тонкое "Я" действительно выходит из грубого тела. Тонкое "Я" проявляется не во всех сновидениях, только в особых, в которых человек имеет особое тело сновидения, которое может отделяться от грубого тела.  Это один случай, когда проявляется тонкое тело и тонкое "Я". Другой случай возникает в состоянии бардо, или промежуточном периоде между двумя жизнями. Чтобы развеять омрачения ума и выработать благотворные качества, оптимально использовать и грубый, и тонкий ум, а последний можно развить через практику йоги сновидений. Если возможно использовать все уровни тонкой и очень тонкой энергии-ума, то это заслуживает внимания.

ГРУБЫЙ И ТОНКИЙ УРОВНИ УМА

Я продолжал развивать тему:
- Ваше Святейшество… Если ум отличается от тела, тогда нет никаких способов, чтобы они встретились. Нам, как ученым, не нравится такая ситуация, потому что нет пути, по которому явления одного уровня, явления сознания, смогут проникнуть в биологические и физиологические явления. Поэтому использова-ние слов, таких как "отделение", всегда вызывает у нас беспокойство. Не могли бы вы высказать свое мнение, как можно избежать дуалистического характера отделения сознания или обоатного ему процесса – вхождения сознания? Есть ли причинная связь в этом процессе отделения или вхождения? Если есть, то какова природа этой связи?
     Ответ, который дал Его Святейшество на этот вопрос, был таким подробным и необычным, что читателю было бы полезно подольше поразмышлять над ним. Он содержит точку зрения на сознание и тело, которая в общепринятом смысле не является ни материалистической. Ни дуалистической. Более того, он затронул самые основы опыта буддийской медитации за пределами рациональных описаний. В таких вопросах только подробное изложение подобного диалога принесет свои плоды. Вслушайтесь. Лучше сказать невозможно!

- Чтобы хотя бы кратко затронуть этот вопрос, надо сказать, что существует постепенное сближение буддизма и науки, когда мы говорим о грубых уровнях сознания. Буддисты согласятся, что грубые уровни сознания зависят от тела и, когда мозг прекращает функционировать, эти уровни сознания не возникают. Очень простой пример: если отсутствует физическая база зрения – зрительная зона коры головного мозга, сетчатка, оптический нерв и так далее, – то у вас не будет зрительного восприятия. На этом уровне всё ясно.
     Мы пришли к общему мнению, что такое сознание возникает в следствие активности мозга. Это причинная связь, но сразу возникает следующий вопрос: какова природа этой причинной связи? Выступает ли функция мозга субстациональной причиной психических процессов или она обеспечивает сопутствующие условия? Я никогда не встречал обсуждения этого вопроса в буддийских трактатах, но было бы резонно предположить, что функция мозга обеспечивает сопутствующие условия для возникновения психических процессов. Тогда что является субстациональной причиной первичной, отличительных качеств сознания, а именно – ясности и познавательной способности?

Система Сутраяна дает ответ, 
что ясность и познавательская способность 
  возникают из скрытых склонностей 
предыдущего духовного континуума.

      Система Сутраяна дает ответ, что ясность и познавательская способность возникают из скрутых склонностей предыдущего духовного континуума. Согласно Ваджраяне, субстациональная причина определяется как сверхтонкий, или первичный ум. Я понимаю, что главное в вашем вопросе: что обеспечивает связь между сверхтонким умом и грубым телом, или грубым умом? В этой связи мы говорим о "сверхтонкой энергии, несущей пятицветное сияние". Это предполагает, что такая очень тонкая энергия наделена потенциалом пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Из этой энергии сначала возникают пять внутренних элементов, а из них – пять внешних.
     Есть несколько духовных буддийских школ, прежде всего школа Йогачары, которые отрицают существование внешнего мира. Одна из причин, почему последователи этой школы формулируют понятие сознание-основы, заключается в их отрицании внешнего мира. Им нужно это сознание-сокровищница как хранилище следов, которые проявляются двояко: как субъект и как объект. Согласно этой точке зрения, вам не нужен внешний мир, потому что всё возникает из источника, полностью духовного по своей природе.

Теперь перейдем к школе Прасангика Мадхьямика, которую мы считаем основной буддийской философской системой. Эта школа утверждает существование внешнего мира, включая объекты чувств. Откуда появился этот мирКаково происхож-дение этого внешнего мира, физической окружающей средыПроисхождение восходит к частицам пустого пространства. Такое происхождение не определяется как начало всех начал, потому что в буддизме нет понятия начала начал, а, скорее, как происхождение внутри космического цикла. Короче говоря, вы можете связать весь космос с космическими частицами. Это не означает первоисточника вселенной, но это начало одного цикла космической эволюции. Теперь можно говорить о том, что произошло до этого. Вся эволюция физического мира восходит к космическим частицам, и эта эволюция будет происходить независимо от того, существует ли сознание независимо от кармы чувствующих существ.

     Эта вселенная населена чувствующими существами, которые переживают ситуации и условия, ведущие к их страданиям или к их счастью. Существует связь между кармой чувствующих существ и естественными условиями среды. Карма изменяет природу физической среды или влияет на нее таким образом, что, находясь в этой физической среде, человек переживает удовольствие или боль. В этом контексте мы говорим об удаче, несчастье и тому подобном.
В чем источник благотворной и вредной кармы?
     Он связан с психическими процессами, а более точно, с мотивацией человека. Благотворные и вредные мотивации являются самым влиятельным фактором при определении, будут ли действия человека, или его карма, благотворными или вредными. Как только вы переходите к мотивации, вы оказываетесь в области ума. А ум тесно связан с очень тонкой энергией, энергией, несущей пятицветное сияние. Эта энергия несет потенциал пяти элементов, благодаря которому пять внешних элементов возникают из пяти внутренних. Таким образом, карма в качестве движущей силы будет, вероятно, иметь эту очень тонкую энергию в том виде, как она проявляется через внешние и внутренние элементы. Следовательно, существует двусторонняя связь между умом и физическими элементами.

Мы все были потрясены его объяснением, и я едва смог найти слова для уточнения:
 Разве отсюда не вытекает, что мое сознание не скрыто, а, скорее, внедрено или пронизывает грубый ум, который зависит от мозга, — тогда они должны быть взаимопроникающими?

— Совершенно верно. Суть не в том, что вы имеете два разных континуума сознания: одно — сверхтонкое, другое — грубое. Просто грубое сознание происходит из сверхтонкого ума; оно берет всю свою эффективность из него же. Оно не является чем-то отдельным.

 Когда мы видим, например, субъекта, вслушивающегося в звук, при этом происходит очень сложная работа мозга. Считаете ли вы, Ваше Святейшество, что в данной внешней картине мы сможем увидеть не только грубые, но и более тонкие уровни сознания?


Он задумался на мгновение, потом сказал:
— Это трудно определить с помощью научных методов. Медитатор, который далеко продвинулся в своей практике и приобрел непосредственное переживание очень тонкого ума, не нуждается во внешнем научном доказательстве существования очень тонкого ума. Но без подобного опыта существование очень тонкого ума невозможно доказать. Это можно сравнить с аналогичной ситуацией, описанной в трактатах Махаяны, где упоминаются определенные признаки необратимости. Это особый этап на духовном пути. Когда человек достигает данного этапа, он никогда не обратится назад, а будет двигаться только вперед. Тогда возникает вопрос: как можно определить, что человек обладает этим признаком?

Есть две конфликтующие друг с другом позиции о том, можно ли вообще точно определить эту необратимость. Даже те, кто утверждает, что она может быть доказана, признают, что доказательство не является умозаключением, а, скорее, доказа-тельством по аналогии. Приводится пример — вы можете определить идентичность конкретного дома, сказав: это дом, на котором сидит черная ворона. Вы используете ворону как признак идентичности конкретного дома. Это непрямое свиде-тельство, которое не имеет ничего общего с природой дома. Тем не менее, это помогает вам узнать этот конкретный дом. Признаки определения этапа необратимости следует понимать таким же образом.
     Чтобы определить, существует ли самый глубокий тонкий ясный свет или нет, мы должны пойти следующим путем. Когда мы рассматриваем ум, то знаем по опыту, что должны быть три основных варианта реагирования на ситуацию или событие. Один — отвращение, другой — привязанность, третий — безразличие. Среди этих трех считается, что отвращение требует самой большой энергии, привязанность — меньше, а безразличие — еще меньше.

Далай Лама обратился ко мне:
— Заметили ли вы на ЭЭГ различие между переживаниями сильного гнева и сильной привязанности или желания? Есть ли количественное различие?
— Ваше Святейшество, ЭЭГ — очень грубое измерение. Если провести более сложные расчеты и анализ данных, то определенную закономерность, действительно, можно обнару-жить. В частности, существует проверенная взаимосвязь между сильными эмоциями и предполагаемыми источниками поверх-ностных электросигналов. Пока это еще мало изученная область, но в принципе она не является проблемой. Это технически сложно, но сочетание ЭЭГ, магнитоэнцефалографии (МЭГ), новых методов ПЭТ и функционального магнитного резонанса (ФМР) обещает дать хорошие результаты.

Далай Лама продолжил:
— Это касается моей точки зрения относительно различий в потреблении энергии в состояниях отвращения, привязанности и безразличия. В трудах Нагарджуны говорится, что существует восемьдесят типов осмысления (санскр. самскара)которые показывают разные уровни энергетической активности, и они связаны с разными состояниями эмоций и мысли. Они делятся на три группы на основании уровня энергетической активности: наивысшая, средняя и самая низшая соответственно. В первую группу входят тридцать три, во вторую — сорок и в третью — семь типов осмысления.

На чем основано наше утверждение 
о существовании ясного света?

По крайней мере, мы можем предъявить правдоподобное объяснение. Восемьдесят типов осмысления являются многооб-разными эмоциональными и познавательными состояниями, которые являются элементами ума. Известно, что эти восемьдесят состояний прекращают действовать, когда останавливается дыхание, а также когда перестает работать мозг. Согласно этой системе существует три основных состояния, от которых происходят три подраздела осмысления, и эти три первичных состояния называются: видимость, усиление видимости и затемнение.
     Согласно одной из теорий эти три состояния сами должны возникать на основе состояния ясного света, самого глубокого тонкого состояния сознания. Если вы внимательно прочитаете трактаты, где представлена эта теория, и если вы изучите разделы, в которых даются подтверждения на основе опыта либо логически выведенные подтверждения, у вас может возникнуть уверенность в достоверности тех состояний, которые не подходят под подобные подтверждения. У вас есть альтернатива: либо не принимать их во внимание, либо принять их, поскольку никаких противоречивых фактов нет.
— Чтобы увидеть, как работает этот подход, мы должны понять трехступенчатую буддийскую классификацию явлений: 
1) очевидные явления, которые познаются через непосредствен-ное восприятие;
2) отдаленные или скрытые явления, которые познаются через умозаключения; 
3) чрезвычайно отделенные или скрытые явления, которые познаются только через свидетельства третьих лиц. 
     Такое знание, основанное на свидетельстве других, появляется в контексте системы, в которой вы глубоко уверены, благодаря вашим собственным размышлениям. Если вы самостоятельно приобрели такую уверенность благодаря вашим личным уси-лиям, тогда в этом контексте можно говорить об умозаключении, основанном на свидетельстве. Это совершенно другая ситуация по сравнению с простым принятием свидетельства других лиц без подобного контекста.

— Однако принципиально то, что мы избегаем двух крайностей, — вставил я.— Дуалистическая крайность будет заключаться в том, что ясный свет и грубое сознание совершенно изолированы. Другой крайностью будет то, что ясный свет и грубое сознание полностью смешаны. Промежуточным положением может служить то, что ясный свет является источником непрерывных уровней проявления, самые глубокие из которых скрыты.

— Не совсем так, — последовал ответ. — Это не просто причинная связь, в которой одно явление ведет к появлению другого отдельного явления. Начнем с того, что очень тонкий ум и грубый ум имеют одну и ту же природу, а не отдельные природы. Эта тема лучше всего представлена в литературе Дзогчен. Здесь связь между самым глубоким ясным светом и грубым сознанием не просто дуалистическая, а рассматривается с гораздо большей искусностью. Как я говорил вчера, ясный свет смерти, появляющийся в момент смерти, называется также естественным чистым осознанием (тиб. rig pa). Однако даже когда проявляется грубое сознание, возможно проявление чистого осознания, но в этом случае оно получает другое название. Как уже говорилось вчера, оно называется лучезарное (проблескивающее) чистое осознание, или чистое осознание, подразумевающее появление основы.
     Оно проявляется одновременно с грубым сознанием, то есть в этом случае чистое осознание не является полностью скрытым в момент проявления грубого сознания. Тот факт, что человек может переживать лучезарное (проблескивающее) чистое осознание в присутствии грубого сознания, говорит о том, что первое из них не просто является причиной грубого сознания, а распространяется и на более глубокие уровни.


Далай Лама замолчал и задумался. Его высокая оценка и уважение традиции медитативной практики Дзогчен были очевидны.
— Я спрашивал некоторых практиков Дзогчен, которые развивали опыт чистого осознания, какие у них были переживания. В частности, недавно я встретил двадцатипятилетнего практика медитации, у которого был очень четкий опыт чистого осознания. Недавно он вернулся в Тибет в провинцию Дзамтанг. Я спросил его о переживании ясного света, особенно при бодрствующем сознании. Он сказал, что прямо среди бодрствующего сознания он мог различить каждую грань самого чистого осознания. В общем случае мы говорим о природе осознания как о состоящей просто из ясности и познания. Когда человек в достаточной мере развил опыт переживания чистого осознания, он может выявлять эти аспекты ясности и познания [в себе], отличая их от энергий ясности и познания конкретного объекта.
     Рассказанное касается людей, имеющих большой опыт в практике Дзогчен, благодаря этому опыту вы также можете получить настоящее ощущение ясного света. Даже если вы не переживали ясного света смерти, тем не менее, выполняя эти практики, вы приближаетесь к более глубокому переживанию ясного света.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЯСНЫЙ СВЕТ

 Пит задал важный для современного западного человека вопрос:
— Наивным западным жителям предсмертные ощущения, о которых говорила Джоан, и, в частности, яркий свет, напоминают ясный свет, который переживают в тибетской практике умирания. Связано ли появление такой ассоциации с тем фактом, что увидеть ясный свет можно лишь в том случае, если человек имеет большой медитативный опыт, и это происходит не со всеми?

Его Святейшество ответил:
— Начнем с того, что совершенно неверно думать, будто необходимо обязательно быть опытным йогом, чтобы пережить ясный свет. Каждый может это испытать. Вполне возможно, что переживание света, которое вы описывали, аналогично ясному свету. Оно имеет нечто общее с ясным светом: поскольку, когда тонкие энергии постепенно исчезают, переживание ясного света становится все сильнее и сильнее. Когда эти энергии уходят и исчезает активность ума, появляется соответствующее пережива-ние внутреннего света. Поэтому это может быть похожим на истинно ясный свет, но будет очень трудно вернуться от переживания самого тонкого ясного света, возникающего непо-средственно в момент смерти, если только у человека не будет очень глубокого духовного опыта, предполагающего контроль над элементами тела.

Я сказал:
— Значит, изменения нормальных функций грубого мозга, во время которых ощущается ясный свет, например при приёме анестетика — вроде кетамина, прерывающего сенсорно-моторное восприятие, — могут привести к подобному сходству?

— Возможно, если такие нарушения, которые приведут к появлению аналога ясного света, повлекут за собой исчезновение самых грубых уровней сознания; тогда смогут появиться признаки, похожие на ясный свет. Заболевания сердца или анестезия, о которой вы говорили, могут быть из их числа. И всё-таки здесь есть отличия. В случае внезапной смерти, например в автомобильной катастрофе, этот процесс распада или растворе-ния происходит чрезвычайно быстро, и поэтому его трудно осознать. При обычной смерти, когда тело еще в относительно хорошем состоянии, эти процессы происходят постепенно, поэто-му есть шанс узнать их. Длится ли этот нормальный, постепенный процесс минуты или часы? Это индивидуально для каждого случая; существует множество вариантов. Когда умирает обычный человек, никакого контроля не существует, — в этом случае, я думаю, все зависит от физического состояния. Те, кто приобрел достаточный опыт в результате медитаций, обладают способностью контролировать продолжитель-ность и скорость процесса распада.

Его Святейшество продолжал:
— Обратите внимание! В контексте тантрической системы Гухьясамаджа, включенной в Наивысшую йога-тантру, существует объяснение изоляции тела, изоляции речи и изоляции ума. После изоляции ума появляется истинно иллюзорное тело, а то, что следует далее, — это буддовость. В развитии изоляции тела есть определенные практики, предназначенные для сосредоточения всех жизненных энергий в центральном канале. Когда это происходит, человек переживает распад разных элементов: земля превращается в воду, вода — в огонь и огонь — в ветер.
     Есть также субъективные признаки, которые указывают на распад этих элементов. Однако когда человек впервые приобре-тает такой опыт, нет полной уверенности в последовательности проявления признаков распада. Иногда один признак, например признак дыма, будет сильнее, в другой раз признак искр может быть сильнее. Так что не все так однозначно. Переживание человеком этих разных видений является чем-то вроде ясного света. Можно сказать, они как освещенный экран, на который еще не проецируется фильм. Это похоже на переживание состояния ясного света, в рамках которого появляются разные видения: похожие на дым и так далее. Как я уже говорил, на начальных стадиях этой практики, во время развития изоляции тела, порядок этих признаков варьируется. Однако, по мере того как человек приобретает больший опыт в этой практике, порядок становится более определенным. Как и в случае с изоляцией тела, явля-ющейся первой ступенью, соответствующий процесс имеет место и при изоляции речи, и далее при изоляции ума по мере продвижения в этой практике. Кульминацией третьего этапа, изоляции ума, является достижение иллюзорного тела.
     Иллюзорное тело появляется только тогда, когда завершен весь процесс. В медитации только в это время вы переживаете истинное растворение или распад разных элементов, подобно тому, что происходит в процессе умирания. Таким образом, это не просто копирование процесса; все происходит точно так же, как при смерти: но это переживается благодаря практике, с помощью контроля. Именно па этом этапе ослабляются узлы в центре сердца. Таких узлов шесть.

Переплетя пальцы рук, направленных ладонями Друг к Другу, он показал узел.
— В этот момент человек становится способным летать. Узлы в сердце освобождаются при завершении изоляции ума, и в этот момент человек переживает метафорический ясный свет. Именно с этого момента он может летать, причина заключается в том, что силой практики йоги вы приобрели полный контроль над внутренними элементами своего тела.

Джоан вернулась к предыдущей теме:
— Одной из постоянных особенностей предсмертных видений на Западе является обзор жизни. На Западе вообще большое вни-мание уделяется биографии и автобиографии. Для Востока это, возможно, менее характерно, но любопытно, что обзор жизни не стал частью ваших дискуссий. Он когда-либо происходит?

— Возможно, — ответил Его Святейшество. — Я знал нескольких людей, которые силой йогической практики могли вспоминать свои прошлые жизни. Когда я общался с некоторыми из своих друзей-практиков, они, как правило, отвечали как обычные люди, но иногда, в результате интенсивной медитации во время долгих ритритов, у них появлялось переживание глубокой ясности, и в этот момент они вспоминали свои прошлые жизни. Некоторые могли вспомнить двадцать или тридцать предыдущих жизней, некоторые даже до времени Будды. Это означает, что сила памяти возрастает, поэтому автоматически усиливаются воспоминания об этой жизни.
     Меня всегда интересовала одна вещь, которая может оказаться вполне обычной. В случае ясности ума повышается способность вспоминать, и это можно объяснить сильным желанием человека или его сосредоточенностью. Например, в случае с буддийскими практиками, их сосредоточенность на земных делах не так сильна, потому что они, в основном, озабочены делами духовными. Люди, имеющие меньший опыт или не практику-ющие медитацию, напротив, сосредоточены на делах этой жизни. Если повышается ясность сознания, то и сила воспоминаний становится очень четкой. Например, согласно Сутраяне, когда практикующий старается выработать силу повышенного осоз-нания (санскр. абхиджна; тиб. mugon sites), часть практики заключается в том, чтобы неоднократно сосредоточиваться на объекте, который необходимо познать. Случай с людьми, находящимися в предсмертном состоянии, может быть подобен этой ситуации. Это указывает на то, что энергия ума может направляться исключительно на тот объект, на который вы хотите ее направить.


Больше специалистов, но еще больше проблем.
Больше лекарств, но меньше здоровья.
Мы проделали долгий путь до Луны и обратно,
Но нам сложно перейти улицу, 
чтобы встретиться с новым соседом.
Мы создали множество компьютеров для хранения 
и копирования огромных объемов информации, 
но стали меньше общаться друг с другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
Людей высокого роста, но низкой нравственности.
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Любовь и доброта


С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей.
Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаем себя на милость других.
Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?


СВЕТ  МУДРОСТИ, ОЗАРЯЮЩИЙ  ПУТЬ

  1. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ И ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ ОГРОМНЫЙ РИСК.
  2. КОГДА ВЫ ЧТО-ТО УПУСКАЕТЕ, НЕ УПУСКАЙТЕ УРОК.
  3. СЛЕДУЙТЕ ТРЕМ ПРАВИЛАМ: УВАЖАЙТЕ СЕБЯ, УВАЖАЙТЕ ДРУГИХ И НЕСИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ.
  4. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕОБРЕТЕНИЕ ТОГО, ЧТО ВЫ ЖЕЛАЕТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ИНОГДА БОЛЬШОЙ УДАЧЕЙ
  5. ИЗУЧАЙТЕ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ ЗНАТЬ, КАК ИХ ПРАВИЛЬНО НАРУШАТЬ.
  6. НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ МАЛЕНЬКОМУ РАЗНОГЛАСИЮ ИСПОР-ТИТЬ ВЕЛИКУЮ ДРУЖБУ.
  7. КОГДА ВЫ ОСОЗНАЛИ, ЧТО СДЕЛАЛИ ОШИБКУ, ПРЕД-ПРИМИТЕ НЕМЕДЛЕННЫЕ ШАГИ К ЕЕ ИСПРАВЛЕНИЮ.
  8. ПРОВОДИТЕ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
  9. РАСПАХНИТЕ ОБЪЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ, НО НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ПРИ ЭТОМ СВОИХ ЦЕННОСТЕЙ.
  10. ПОМНИТЕ, ЧТО МОЛЧАНИЕ ИНОГДА - ЛУЧШИЙ ОТВЕТ.
  11. ЖИВИТЕ ХОРОШЕЙ, БЛАГОРОДНОЙ ЖИЗНЬЮ. 
  12.     КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СТАРШЕ И ПРЕДАДИТЕСЬ ВОСПО-МИНАНИЯМ, ВЫ БУДЕТЕ СПОСОБНЫ НАСЛАДИТЬСЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВО ВТОРОЙ РАЗ.
  13. АТМОСФЕРА ЛЮБВИ В ВАШЕМ ДОМЕ - ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ВАШЕЙ ЖИЗНИ.
  14. В РАЗНОГЛАСИЯХ С ЛЮБИМЫМИ ИМЕЙТЕ ДЕЛО ТОЛЬКО С ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ, . НЕ ВОРОШИТЕ ПРОШЛОЕ.
  15.  ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ ЗНАНИЕМ. ЭТО - СПОСОБ ДОСТИЧЬ БЕССМЕРТИЯ.
  16. БУДЬТЕ ДОБРЫ С ЗЕМЛЕЙ.
  17. РАЗ В ГОД ОТПРАВЛЯЙТЕСЬ КУДА-НИБУДЬ, ГДЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЛИ РАНЬШЕ.
  18. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛУЧШИЕ ОТНОШЕНИЯ - ТЕ, В КОТОРЫХ ВАША ЛЮБОВЬ ДРУГ К ДРУГУ ПРЕВЫШАЕТ ВАШУ ПОТРЕБНОСТЬ ДРУГ В ДРУГЕ.
  19. СУДИТЕ ВАШИ УСПЕХИ ПО ТОМУ, ОТ ЧЕГО ВЫ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬСЯ, ЧТОБЫ ИХ ДОСТИЧЬ.
  20. ПОДХОДИТЕ К ЛЮБВИ И К ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ С БЕЗУДЕРЖНОЙ ЭНЕРГИЕЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий