ТРАДИЦИИ ТИБЕТА
В тибетской медицине выделяют два направления, которые тесно
связаны с историей. Медицина Тибета охватывает собой много медицинских систем,
которые основываются на знании энергетической системы человека, учении об
элементах (Стихиях) и астрологии. Они служили тибетцам на протяжении многих
столетий. Эти советы и на сегодняшний день приносят для пытливого ума много
пользы. Но здесь многие из нас сталкиваются с трудностями, из-за особенности в
мировоззрении и подходах относительно понимания причин, вызывающих те или иные
заболевания и отклонения в эмоциональном состоянии человека. Тибетская медицина
представляет собой целую науку, с искусством, философией, целостными подходами
по отношению к здравоохранению. При этом используются методы диагностики,
творческий потенциал, этика, судьба.
Многие медицинские вопросы по заболеваниям, методам и
диагностики заболевания были раскрыты в древнем тибетском государстве Шанг Шунг,
куда по преданиям и рукописям входила легендарная Шамбала Учителей. В седьмом
веке до нашей эры на территорию Тибета было привезено врачами много свитков и
книг по религии, философии, медицине и астрологии, что в значительной степени
расширило информации о болезнях и способах их лечения согласно индийской науки.
Многое было взято и из китайской медицины (в частности элементы по пульсу).
Именно тогда лекари научились устанавливать диагнозы по пульсу и моче.
Немаловажную роль сыграла тибетская йога, медицина, массаж.
Внутреннее духовное развитие человека всегда было центральной
идеей в практиках восточной медицины. Человек должен полностью овладеть своим
умом и эмоциями, а доктор просто обязан хорошо разбираться в психологии,
снадобьях, фармакологии, иметь твердые моральные принципы.
В Тибете выделяют три типа целителей.
- Первый тип представлен ясновидящими докторами, они обладают даром ведения пациентов.
- Второй тип представлен опытными духовно сильными врачами, которые имеют глубокие знания по теории и практике.
- Третий тип представлен неквалифицированными докторами, они используют массажи. Последний тип врачей не устанавливают диагнозов по моче и по пульсу, не используют знания с области фармакологии, но, не смотря на это, являются хорошими терапевтами в силу своей широкой практической базы и знания о взаимодействии энергий.
В тибетской медицине существует несколько принципов.
- Врачи Тибета рассматривают тело человека в виде сосуда, который состоит из пяти элементов. Это вода, огонь, воздух, пространство и земля. Вся философия заключается в том, что энергия, исходящая с воздуха это катализатор, они проявляется в то время, когда мужская сперма встречается с женской яйцеклеткой. А происходит это в пространстве пустоты, то есть в матке. Во время развития эмбриона развивается энергия огня.
- Вторым принципом является пространство. Сюда входят все предметы вселенной, а из энергии уже появляется жизнь.
Тибетская медицина основывается на учении о единстве пяти
элементов.
- Проявление Огоня мы можем наблюдать во время превращения веществ в твердое, жидкое, газообразное состояние. Здесь нет никакого содержания, но этот принцип отвечает за переваривание пищи, ее всасывание и разложение. Именно при помощи Огня проходит лечение застойных явлений в организме.
- Вода представляет собой энергию в жидком состоянии, в основе лежит текучесть. Нужно отметить тот факт, что здесь нет стабильности. Без нее невозможна жизнь. Именно она ограняет баланс энергии для животных, растений, человека.
- Воздух представляет собой газообразную материю, у нее нет формы. Этот материал очень важен абсолютно для каждого земного существа, без него тело не имеет возможности для существования.
- Земля представляет собой твердую материю. Она создает форму жизни и почву.
- Воздух вместе с пространством имеют возможности для создания человека. Это необходимо для движения. Тело представляет собой совокупность воды и земли и ему не обойтись без присутствия Огня.
Все эти положения имеют немаловажное значение для
жизнедеятельности человека. Если все виды энергий будут находиться в балансе,
то человек будет здоров. Здоровье, по мнению тибетских врачей представляет
собой сочетание пятнадцати энергий, они должны находиться в определенном
балансе. Кроме того нужно учитывать дополнительные факторы, которые так или
иначе влияют на нашу жизнедеятельность. В первую очередь это питание и погодные
факторы, психологи-ческое состояние человека. Здоровье человека должно
находиться в гармонии. Для определения этих показателей тибетские лекари
проводят диагностику. Далее выявляется нарушение и проводится методы по лечению
пораженного сегмента в человеческом теле. При лечении воздействие может
оказываться не только на тело, но и на ум, и на энергетику.
ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ
Одним из важнейших понятий древнего мистицизма, магии и
традиционных систем целительства является жизненная сила или энергия. Это то
самое главное действующее начало, без которого любой обряд и ритуал теряют свой
смысл. Без энергии наше тело и наша психика перестают нормально функционировать
и обречены на быструю деградацию. Представления о природе жизненной энергии, ее
свойствах, системах нашего организма, связанных с ее переработкой и
распределением, лежали в основе мистической практики всех древних учений, в том
числе Египта, Индии, Китая, Тибета. Были созданы совершеннейшие системы
психоэнергетических упражне-ний, направленные как на активизацию
сверхспособ-ностей нашего организма, боевые практики, так и на оздоровление,
лечение. Важно подчеркнуть, что, по представлениям древних, жизненная энергия
проявля-ется не только в живых организмах, но и в неживой материи, пронизывая
все объекты вокруг нас. Поэтому были разработаны разнообразные приборы и
приспособления для концентрации, фокусирования и аккумуляции жизненной энергии,
к которым относятся магические жезлы, кинжалы, зеркала, короны и даже пирамиды.
Жизненная энергия связывает наши тело и психику с внешними
ситуациями, которые имеют для нас немало-важное значение. Если мы обладаем
избытком жизненной энергии, то все ситуации складываются в благоприятном для
нас направлении, нам везет, наступает полоса удач. И наоборот, недостаток
энергии приводит к полосе невезения, негативным для нас совпадениям, вносящим
хаос и разлад в нашу жизнь. Такая взаимосвязь хорошо иллюстрирует универсальный,
космический характер жизненной энергии. Именно так воспринималась она в
эзотерических учениях древности - как самостоятельный фактор нашей вселенной,
фактор, противодействующий нарастанию хаоса, гармонизирующий и порождающий всё
разнообразие окружающего нас мира.
Если попробовать найти общее во всех проявлениях избытка и
недостатка жизненной энергии, о которых мы говорили, то нетрудно увидеть
следующее:
- Недостаток жизненной энергии характеризует нарастание хаоса, рассогласование, дисбаланс во всех частях сложной системы, будь это наше тело, психика, ситуация или неживой объект.
- Соответственно избыток жизненной энергии вызывает рост упорядоченности, согласованности, гармонии и изобилия, о чем так же говорят и древние тексты Индии, Китая и Тибета.
Становится понятным, почему для гармоничного существования
жизненная энергия играет столь большую роль. Именно ее постоянное поступление
является гарантией противодействия нарастанию хаоса. В противном случае рост
хаоса приведет к быстрому саморазрушению, болезням и гибели живого организма.
ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
Для целительства очень важно понимать, что жизненная энергия
связана с законом сохранения и рассматривается как элемент, который расходуется
и может перемещаться из одного места в другое, так же как и физическая энергия.
Скажем, если вы совершили некоторую психическую работу, то ваш запас жизненной
энергии уменьшился. Если вы ее забрали у кого-либо, то его запас жизненной
энергии стал меньше, а ваш больше, если отдали, тогда для вас просто необходимо
восполнить свои силы. Это свойство присуще далеко не всем факторам нашего мира.
Например, если вы прочитали интересную книгу, то получили новую информацию,
однако от этого информация в книге не уменьшилась. И следующие читатели могут
получить не меньше информации, чем вы.
Исходя из закона сохранения, казалось бы, оптимальной
является стратегия экономии, сохранения и накопления жизненной энергии. Однако
это не так. Бывает, что умственные траты приводят не к истощению запасов
энергии, а к ее активизации (вспомним действие медитации или дыхания). Тут нет
парадокса, наш организм - это открытая система, постоянно взаимодействующая с
окружающим миром, и в определенных состояниях все траты с избытком
компенсируются новым потоком жизненной энергии из окружающего пространства.
Именно выход в такие открытые состояния активного энергообмена, а не
накопление, запасание жизненной энергий, является сутью целительных
психоэнергетичес-ких практик как Тибета, так и других восточных культур.
Одной из важнейших составляющих тибетского ритуала
целительства является искусство модулировать или преобразовывать жизненную
энергию. Для этого в тибетском шаманизме существовал свой специальный язык
звуков, жестов и танца, позволявших придавать жизненной энергии новое
направление действия. Обычно для этого использовались образы первоэлементов -
основных тонких субстанций, из которых, по представ-лениям древних, состоит
вселенная. В Индии зачастую добавляли еще и шестой первоэлемент - глину. Была
даже градация из двенадцати первоэлементов.
Естественно, образ первоэлемента нельзя понимать буквально -
это определенный набор свойств, харак-терных для соответствующего химического
вещества. Когда говорят, например, что жизненная энергия имеет свойства огня,
это означает, что она воспринимается как жар, распирание, давление и т.д. Самое
главное, что система первоэлементов позволяет классифицировать все возможные
разновидности свойств жизненной энергии и описывать их взаимосвязь (взаимное
усиление или антагонизм). Владея этой системой, можно очень точно выбирать, как
следует промодулировать через мантру, кристалл или другой прием жизненную
энергию, чтобы получить нужный результат при том же лечебном воздействии.
Для этого в целительских техниках используются самые
различные приборы и приспособления. В самом простом случае, когда энергия
излучается руками человека, модуляция происходит за счет визуализации
опреде-ленных образов. В простейшем случае - одного из пяти первоэлементов в
сочетании с образом цели, конечного результата воздействия. Еще эффективнее
использова-ние магических знаков и мантр. Преобразование энергий может
происходить с помощью специальных резонаторов (объемных геометрических фигур,
кристаллов). Для придания энергии целебных свойств могут использоваться
средства с лекарственными веществами и травами. При работе с жизненной энергией
удобно использовать аналогию с жидкостью. С этой точки зрения каждое тело и его
часть можно уподобить сосуду, а объем жидкости в нем будет аналогом количества
жизненной энергии. Такой закон сообщающихся сосудов (стремление к выравнива-нию
уровней жидкости в сообщающихся сосудах) позволяет хорошо описывать динамику
обмена жизненной энергией между организмами и организма с окружающей средой.
В основе преобразования жизненной энергии лежит ее свойство,
связанное со способностью нести информацию. В этом отношении она похожа на ту
же электромагнитную энергию, которая, будучи промодулирована, становится
способной переносить звук и изображение в радио-волнах. В первую очередь
жизненная энергия несет информацию о своем предыдущем хозяине, который ее
излучает. Именно поэтому древние народы очень большое значение придавали
ритуалу забивать животных, идущих в пищу и проводили специальные обряды,
стремясь задобрить, умилостивить духов убитых животных.
Естественно, жизненная энергия может излучаться не только
руками, но и специальными приспособлениями, которые целитель использует для
целенаправленного переноса и концентрации энергии. Тибетский жезл г`ямзо, как
раз и является одним из специализированных фокусирующих средств, превращающий
излучение в тонкий луч и тем самым многократно повышающий эффективность
воздействия. Однако качество и действие проходящей по нему и преобразованной
через кристаллы и форму жезла энергии, безусловно, в первую очередь, зависит от
человека, его психической силы, духовного развития и посвящения.
ТОНКОПОЛЕВЫЕ СТРУКТУРЫ
Противодействие нарастанию хаоса и поддержание высокой
упорядоченности является одним из важнейших условий выживания и нормального
функционирования нашего организма и психики. Поэтому понятно, насколько важным
является обеспечение постоянного притока и нормальной циркуляции жизненной
энергии. Именно для этого в нашем организме существует специальная система, та,
что в древности называлась тонким телом – система акупунктурных каналов и чакр.
При этом чакры являются своеобразными объемными центрами, связан-ными с уровнями
сознания, собирающими, трансформиру-ющими и перераспределяющими жизненную
энергию (прану) по нашему телу. А меридианы и нади (канальная система с акупунктурными
точками) служат сосудами, по которым она попадает в каждую часть, каждый орган,
в каждую клетку нашего организма.
Будучи третьей регуляторной системой (наряду с нервной и
гуморальной), чакры и каналы не являются вещественными образованиями, состоящими
из молекул, как обычные органы нашего тела. Они образованы невидимыми полями,
имеющими вихревую природу. Даже само слово "чакра" в переводе с
санскрита означает колесо, вращение, а по форме она напоминает воронку, конус,
расположенный в горизонтальной плоскости. Причем его основание лежит на
передней поверхности тела, а вершина - на позвоночнике, точнее, на центральном
канале Сушумны, проходящем примерно в этой области. Кроме Сушумны выделяются
еще два основных канала: левый - Ида и правый - Пингала, образующие петли или
завихрения в четырех областях Сушумны. Эти петли перекрывают центральный канал,
делая его похожим на трубку бамбука. Поэтому жизненная энергия или прана, как
ее называют в Индии, у обычного человека циркулирует только по Иде и Пингале,
не давая проявиться всему потенциалу нашей психоэнергетики. Развязывание этих
узлов и открытие центрального канала является целью многих эзотерических школ
Индии и Тибета. Однако достижение этой цели требует многолетней и упорной
практики.
СИСТЕМА ЧАКР В ТИБЕТСКОЙ ТАНТРЕ
Тонкое тело и все его образования представляют собой
чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая традиция описывает его как бы с
разных точек зрения, и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно.
Согласно индийской традиции, всего в "тонком теле" человека
насчитывается до 64000 каналов (называемых нади), соединяющих чакры с
внутренними органами человека. Переплетаясь, множество нади и образуют
"тонкое тело". Разные системы представлений о чакрах и тонкоматериальных
каналах как бы дополняют друг друга, позволяют глубже проникнуть в суть данного
вопроса.
В этом отношении тибетская традиция представляет особый
интерес. В силу географического положения и ряда других факторов в течение
многих столетий Тибет был практически изолирован от окружающего мира. Поэтому
там сохранились древнейшие знания, проникшие туда из Индии в первом тысячелетии
и во многом утраченные в самой Индии. Они были дополнены древнейшими
эзотерическими представлениями самих тибетцев и в таком виде стали основой
одной из глубочайших религиозных и магических традиций нашей планеты. Это
высочайшая религиозная практика и знаменитая тибетская медицина, разнообразные
чудеса которой и сейчас демонстрируются тибетскими ламами. Одной из основ
тибетского целительства являются тибетские представления о жизненной энергии и
образованиях тонкого тела. В частности, на ней же основана знаменитая практика
пробуждения внутреннего огня Туммо (йога внутреннего огня/тепла), создающая
предпосылки для просветления и развивающая такие сверхспособности, как
невосприимчивость к жару и холоду, левитация и т.д.
Основой тибетской психоэнергетики является представле-ние о
ветрах и красных и белых каплях. Ветры являются силовыми полями, энергиями,
пробуждающими движение, противодействующими хаосу. Они могут рассматриваться
как аналог праны. Именно движение ветров по образованиям тонкого тела (каналам
и чакрам) служит основой любого изменения, развития.
Аналогом индийских чакр на Тибете являются "колеса"
или "двери" (в переводе с санскрита чакра означает колесо). Термин
"дверь" используется в связи с метафорой, согласно которой ветер
(жизненная энергия) может проникнуть в центральный канал через один из этих
центров так же, как человек входит в дом через дверь. Целью большинства тибетских
эзотерических практик как раз и является открытие одной из дверей и
проникновение ветра в центральный канал. У обычного человека ветры блуждают по
системе тонкоматериальных каналов тела, возбуждая связанные с ними органы и
соответствующие низменные желания, страсти (жадность, эрос, голод, самость и
т.д.). И только переведение ветров в центральный канал освобождает человека от
страстей и открывает его сверхспособности. Всего в тибетской традиции выделяют
10 дверей. Особенностью является их изображение в горизонталь-ной плоскости. В
этом смысле чакры и колеса (двери) являются разными срезами, проекциями
(вертикальной и горизонтальной) одной и той же психоэнергетической системы и
дополняют друг друга. Это еще раз демонстрирует многомерность природы
психоэнергетичес-ких центров, очистить, раскрыть и сгармонизировать активность
которых является первоочередной задачей целителя, чтобы привести в баланс ветра
в организме и помочь пациенту достичь устойчивости чувств и здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий